Микрофинансирование в цифровом мире

 

Микрофинансирование в цифровом мире

 

В начале 2000-х годов сектор микрофинансирования был на подъеме. Он получал доступ к рынкам капитала для роста, обеспечивал нормативную легитимность, развивал сберегательные и страховые продукты в дополнение к кредитам, демонстрировал социальную эффективность и работал над институциональными преобразованиями.

В начале 2000 годов микрофинансовый сектор был на подъеме.

Потом, в 2007 году, появилась M-Pesa, и ситуация начала меняться. Внимание и поддержка международного сектора финансовой доступности резко переключились с кредитования бедных на инновации в области платежей и каналов доставки. А низкие операционные расходы новых моделей привлекли новых игроков с огромными ресурсами, от телекоммуникационных компаний до технологических платформ и не только.

Вдали от центра внимания микрофинансовые организации (МФО) продолжали расти, процветать и обслуживать сотни миллионов людей, используя свои привычные методы и не испытывая особой необходимости в перестройке. Но по мере приближения 2020 года цифровой джаггернаут изменил мир вокруг них таким образом, что они не могут его игнорировать. На недавней встрече, посвященной 25-летию Микрофинансовой сети, руководители ведущих МФО в срочном порядке обсуждали, как реагировать на эти изменения.

На встрече, посвященной 25-летию Микрофинансовой сети, руководители ведущих МФО в срочном порядке обсуждали, как реагировать.

Глядя на следующие 10 лет и размышляя о разговорах на встрече, я предлагаю свой взгляд на семь вопросов, стоящих перед МФО.

1 Захватят ли финтех рынок микрофинансирования?

В 1990-х годах, если вы хотели стать социальным предпринимателем, вы основывали МФО. Сегодня вы создаете финтех. Accion стала одним из ведущих мировых инвесторов в "финтех для финансовой доступности", инвестировав почти в 50 компаний, предлагающих такие продукты, как платежные сети, денежные переводы, кредитование малого и среднего бизнеса (МСП), потребительские кредиты, приложения PayGo, консультации клиентов, страхование и анализ данных.

Вначале, когда мы только начинали, мы не могли понять, что это такое.

Поначалу многие финтех-компании стремились нарушить работу традиционных финансовых учреждений, таких как МФО, но они по-прежнему сталкиваются с двумя фундаментальными проблемами: привлечение клиентов и привлечение капитала. Это заставляет многие финтех-компании переходить к партнерству с традиционными организациями, и это открывает путь в будущее для многих МФО: партнерство с финтех-компаниями может помочь МФО совершить скачок от традиционных к цифровым технологиям.

Как бы то ни было, финтех-партнерство может помочь МФО совершить скачок от традиционных к цифровым технологиям. <Однако МФО должны подготовиться к работе с финтехом. Им нужны ИТ-отделы, которые смогут беспрепятственно подключаться к технологиям, предлагаемым финтехом. Им необходимо развивать культуру экспериментов, в отличие от организационной идентичности, привязанной к традиционным методам. И им необходимо признать, что финтех, имея ограниченные финансовые ресурсы, должен быстро выходить на рынок, или им нужна финансовая поддержка от потенциальных партнеров. Чтобы воспользоваться тем, что могут предложить финтех, МФО должны не только спросить, что им нужно от финтех, но и быть готовыми предложить то, что финтех нужно от них.

2 Присоединятся ли МФО к переходу на цифровое кредитование?

МФО клянутся своими традиционными методологиями андеррайтинга, будь то групповые гарантии или индивидуальная оценка платежеспособности. Эти методы, основанные на принципе "высокого прикосновения", часто дают такие показатели возврата кредитов, о которых другие кредиторы могут только мечтать. Ключом к успеху является то, что методология не только прогнозирует способность клиента погасить долг, но и фактически повышает мотивацию к погашению, благодаря личному контакту под давлением коллег и обещанию постоянного доступа к кредиту.

В отличие от алгоритмов, алгоритмы, используемые для оценки платежеспособности, могут быть более эффективными.

В отличие от этого, алгоритмы, созданные на основе больших данных и машинного обучения, лишены большинства мотивационных аспектов и предназначены в основном для прогнозирования погашения кредита. В результате большая часть алгоритмического кредитования, которое мы наблюдаем сегодня, характеризуется высоким процентом невозвратов, что, в свою очередь, требует высоких процентных ставок.

Кроме того, после создания первоначального механизма алгоритмическое кредитование настолько дешево в эксплуатации, что его рост неумолим. Достаточно взглянуть на Кению, где цифровое кредитование получило раннее развитие. Там насчитывается более 6 миллионов цифровых заемщиков, и, согласно проекту исследования MSC, почти 9 из каждых 10 кредитов во всей системе являются цифровыми. Кредитование на основе алгоритмов становится возможным благодаря доступу к поведенческим данным клиентов, аналитическим возможностям и способности охватить клиентов в цифровом формате, что может быть затруднительно для МФО (еще одна причина для партнерства с финтех-компаниями).

МФО, возможно, захотят изучить гибридные модели, сочетающие технологические и сенсорные технологии.

.

По мере развития возможностей, позволяющих выдавать кредиты на основе алгоритмов, МФО, возможно, захотят изучить гибридные модели, сочетающие технологические и сенсорные технологии. Они могут найти возможность сосредоточиться на сегментах рынка, которые трудно охватить цифровым кредиторам. Во всех случаях им необходимо выступать за соблюдение высоких стандартов защиты прав потребителей на своих рынках, чтобы избежать вытеснения хищническим кредитованием.

3 Могут ли МФО участвовать в инновациях, происходящих в сфере кредитования МСП (малых и средних предприятий)?

После десятилетий стагнации кредитование МСП переживает период инноваций. Этим инновациям способствуют три изменения в структуре экономики, которые приводят ранее неформальные предприятия к большей формальности:

  • Электронное выставление счетов: В Латинской Америке и других регионах правительства требуют от малых и средних предприятий выставлять счета в электронном виде, главным образом для целей налогообложения. Кредиторы, такие как Konfio в Мексике, используют полученный след данных в качестве основы для цифрового кредитования.
  • Возникает финансирование цепочки поставок, возглавляемое крупными компаниями, которые поставляют товары местным торговцам или закупают сельскохозяйственную продукцию.
  • Электронная коммерция, возможно, самая большая сила, подключает миллионы малых и средних предприятий к технологическим платформам.

Многие МФО имеют готовое преимущество в подключении к этим рыночным возможностям, поскольку они уже обслуживают клиентов МСП и обладают навыками андеррайтинга, по крайней мере, для нижней части этого сегмента. В будущем они могут разработать методы кредитования, использующие электронную регистрацию данных. Они также могут сотрудничать с крупными дистрибьюторами, сельскохозяйственными покупателями или фирмами электронной коммерции, пользуясь тем, что эти платформы не считают кредитование основной частью своего бизнеса и часто приветствуют партнерство с кредиторами.

4 Страхование малого и среднего бизнеса - один из самых популярных видов страхования.

4 Будет ли когда-нибудь иметь значение страхование для клиентов МФО?

Большинство клиентов МФО, которые до сих пор получали страховое покрытие, вероятно, даже не знали, что оно у них есть, поскольку наиболее распространенным страховым продуктом является кредитная жизнь, интегрированная в их кредиты без необходимости принимать решение о ее приобретении. Однако инновации наконец-то приходят в страхование для людей с низким уровнем дохода.

Например, венчурная лаборатория Accion инвестировала в несколько креативных стартапов: Pula предлагает страхование от непогоды вместе с покупкой семян, благодаря чипу, встроенному в пакетик с семенами; Toffee предлагает "кусочное" страховое покрытие для конкретных, часто краткосрочных видов деятельности; и Lumkani упаковывает страхование от пожара с профилактикой пожаров.

Все это - страхование от пожара.

Эти и другие страховые продукты нарушают традиционные представления о страховании, чтобы охватить клиентов с низким уровнем дохода, делая три вещи:

  • Они снижают затраты на регистрацию, отказываясь от исключений.
  • Снижают расходы на выплаты по страховым случаям, делая их автоматическими.
  • Вместо того, чтобы страховать нечастые события, они формируют культуру страхования, покрывая общие проблемы.
  •  

Этим предложениям способствует электронное распространение. МФО могут принять участие в этой инновации, понимая, насколько важным может быть страхование для финансового здоровья их клиентов. Снижение рисков клиентов должно стать хорошей бизнес-стратегией для МФО, и в то же время страховщикам по-прежнему нужны хорошие партнеры по распространению и работе с данными клиентов.

5 Будут ли потребители адекватно защищены в цифровом мире?

Мы должны постоянно задавать этот вопрос, поскольку цифровые финансовые услуги несут новые риски для потребителей. Цифровые кредиты могут быть очень простыми в получении, но и очень дорогими. В Кении, где крошечные цифровые кредиты можно получить по телефону, мы получили хорошее представление о существующих рисках: 20 процентов клиентов не выполняют свои обязательства, многие цифровые кредиты используются для ставок на спорт, цены намного выше, чем у микрофинансовых кредитов, и огромное количество людей добавляется в черный список кредитных бюро.

Защита данных - еще один растущий риск: клиенты хотят гарантий того, что их частные данные останутся конфиденциальными, как в качестве фундаментального права, так и потому, что они обеспокоены своей подверженностью хакерским атакам, мошенничеству и ошибкам. Поскольку МФО переходят на цифровые технологии, их подверженность риску кибербезопасности возрастает.

Как только МФО переходят на цифровые технологии, возрастает риск кибербезопасности.

Регуляторы с трудом справляются с возникающими рисками, и МФО могут сыграть важную роль в обеспечении соответствия высоким стандартам защиты прав потребителей и формировании высоких стандартов поведения на рынке для других игроков.

6 Как будут связаны платежи и кредиты в 2020 году?

МФО начинали с кредита как отдельного продукта, но все чаще цифровые платежи становятся пропуском к кредиту благодаря данным, которые производят платежи, и это дает огромное потенциальное преимущество крупным платежным платформам. Эти платформы уже имеют огромные клиентские базы, генерирующие потоки данных, которые при правильном анализе дают представление, необходимое для предложения кредита. Сочетание платежей и кредитования может быть очень мощным. Крупные технологические платформы вполне могут в конечном итоге доминировать в сфере кредитования, в то время как более мелкие поставщики услуг, такие как МФО, либо останутся очень маленькими, либо станут зависимыми от платформ.

.

Эволюция финансовой доступности в Кении показывает, как может развиваться будущее, с доминирующей на рынке комбинацией платежей M-Pesa с кредитами M-Shwari. Из глобальных крупных технологических компаний, таких как Amazon и Google, только Alibaba широко вошла в сферу финансов, но все крупные технологические компании делают шаги. Ant Financial стала спасательным кругом для китайских малых и средних предприятий как для продаж, так и для оборотного капитала, и эта модель распространяется по всему миру, поскольку Ant Financial инвестирует по всей Азии.

Один только Alibaba активно продвигается в финансовую сферу, но все крупные технологические компании делают свои шаги.

Сценарий с преобладанием платформ еще не представлен на большинстве рынков МФО, и он может не реализоваться. Но что очевидно, так это сила и эффективность данных о платежах для принятия решений о кредитовании, что говорит о том, что МФО должны искать способы подключения к таким данным и их использования.

7 Возможна ли цифровая трансформация для традиционных МФО?

Чтобы МФО смогли превратить описанные здесь проблемы в возможности, они должны быть готовы к цифровой трансформации. Во многих случаях, например, МФО, входящие в Микрофинансовую сеть, уже движутся по пути цифровой трансформации, но лишь немногие из них завершили ее. Многие организации создали цифровые инструменты для своих кредитных специалистов, некоторые внедрили инструменты кредитного скоринга в процесс андеррайтинга, а многие перешли на цифровые процедуры выдачи и погашения кредитов.

Более фундаментальная цифровая трансформация - это цифровая трансформация.

Более фундаментальная цифровая трансформация требует переосмысления бизнес-моделей, включая роль сотрудников по выдаче займов, которые составляют костяк персонала большинства МФО. Такая трансформация влечет за собой трудные решения о переподготовке и трудоустройстве, которые должны обсуждаться в секторе более открыто. Необходимы инвестиции в возможности анализа данных, а на уровне совета директоров нужно привлекать экспертов, которые будут руководить преобразованиями.

В заключение следует отметить, что у МФО есть возможность использовать цифровые инструменты для выполнения своих задач во все более цифровом мире. Если они еще не начали, самое время начать.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Процентные ставки микрофинансовых организаций

Микрофинансирование: кредитуем мало, думаем по-крупному